Цель: овладение системой социально-экономических знаний путём внедрения в реальную деятельность практической модели формирования предпринимательских компетенций учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства
Задачи:
- практическое использование модели формирования предпринимательских компетенций школьников ;
- подготовка педагогов к эффективному внедрению педагогического комплекса;
- использование возможностей социального партнёрства в рамках проекта.
Модель состоит из блоков:
1 блок - формирование предпринимательских компетенций (как части ключевых компетенций, важных для предпринимательства) в урочное время при изучении всех предметов школьного курса через акцентирование внимания на определенные знания, умения, навыки, действия;
2 блок - формирование предпринимательских компетенций через комплекс целенаправленных занятий во внеурочное время по мини - проектам и планам классных руководителей, общешкольным планам воспитательной работы;
3 блок - чтение для школьников специальных курсов по основам бизнеса и предпринимательства через сотрудничество с УО «Ивьевский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»;
4 блок - работу с педагогами и родителями учащихся;
5 блок - привлечение социальных партнеров к подготовке молодого поколения для быстрой и эффективной адаптации на рынке труда, формирования предпринимательских компетенций, повышения предпринимательской грамотности и деловой активности учащихся (органов власти района и сельского исполнительного комитета, учреждений дополнительного образования, учреждений профессионального образования, служб занятости, работодателей, предприятий и организаций, выпускников школ, родителей, предпринимателей, общественных организаций и т.д.).
Для реализации Модели будут использованы мероприятия по формированию предпринимательских компетенций учащихся в условиях социального партнерства, которые включают в себя:
1) систему взаимодействия школьник - педагоги - родители;
2) формирование предпринимательских компетенций (как части ключевых, необходимых для предпринимательства и построения успешной карьеры) при изучении предметов в 5-11 классах;
3) широкое привлечение социальных партнеров учреждения к проведению тематических мероприятий, чтению курсов, проведению экскурсий на предприятия, изучению рынка труда территории, предпринимательского климата в населенном пункте, встреч с успешными людьми, вечеров вопросов и ответов с органами власти в регионе, ярмарок учебных и рабочих мест, контактных форумов, школьных чемпионатов обсуждения профессий и предпринимательских идей и т.д.
Модель включает в себя формирование компетенций по направлениям: «Успехи и достижения» - инициатива, использование возможностей, владение и использование информации, настойчивость в стремлении к успеху, ответственность за обязательства, повышение эффективности деятельности; «Лидерство» - уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде и быть лидером, повышение уровня образованности; «Предпринимательское мышление» целенаправленность и планирование, генерирование и оценка идей, результативность действий, разрешение проблемных ситуаций; «Взаимодействие и отношения» - надежность и честность, признание важности деловых отношений, имидж; «Образование» - стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере, «Личностные возможности» - работоспособность и трудолюбие, самоорганизация, осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность.
Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются социально-культурные и педагогические условия, позволяющие эффективно развивать предпринимательские компетенции школьников в сельской местности с учетом запросов рынка труда.
Реализация Модели предусматривает раскрытие сущности наиболее важных для учащихся сельской школы предпринимательских компетенций, Так, к примеру, содержание компетенции «Успехи и достижения» состоит из таких компонентов, как владение информацией и использование информации (умение понимать и представлять информацию, умение читать диаграммы, схемы и графики, умение составлять и защищать проекты), инициатива (умение создавать новые идеи, умение быстро ориентироваться в ситуации, умение побуждать других людей к энергичной деятельности), настойчивость (умение добиваться поставленной цели, умение работать упорно, даже если результатов приходится долго ждать), использование возможностей (знание истории успешных предпринимателей, умение пользоваться ІТ-технологиями, умение выявлять конкурентные преимущества), ответственность за обязательства (понимание необходимости отвечать за свои поступки, умение ответить за сделанное, умение принять решение, учитывая его последствия).
Критерии и показатели эффективности
инновационной деятельности
критерии |
показатели |
методы изучения |
|
вторая ступень |
третья ступень |
||
Ценностное отношение к труду в целом и предпринимательской деятельности |
Имеет четкие представления о сферах трудовой деятельности, основах бизнеса и предпринимательства, условиях построения успешной карьеры |
Знает основы предпринимательства, примеры успешного бизнеса, слагаемые успеха для достижения целей в труде, бизнесе, карьере |
Диагностика, анкетирование |
Осознание необходимости эффективного ведения предпринимательской деятельности для благополучного экономического развития |
Интересуется вопросами успешного развития экономики, ведения бизнеса, знает учебные заведения, где учат экономике и предпринимательству |
Знаком с документацией, необходимой для ведения предпринимательской деятельности; наиболее востребованными и доходными сферами бизнеса |
Собеседование |
Самостоятельность, самооценка и самоорганизация |
Стремится быть самостоятельным в больших и малых вопросах, осознает свои действия, планирует время, предполагает дальнейшее свое развитие и обучение |
Самостоятелен, активен, критичен, адекватен в самооценке, проявляет организованность лично и в порученных общественных делах |
Анкетирование, мониторинг |
Умение генерировать и оценивать идеи, работать с информацией |
Хорошо работает с информацией различного рода, включая ИКТ и интернет, старается креативно мыслить и критически осмысливать идеи и проекты |
Умеет быстро и результативно работать с информацией, предлагать бизнес-идеи и давать им оценку, вести проектную деятельность |
Наблюдение |
Организационное творчество, инициативность в решении проблем |
Знаком с приемами творческой организации процессов, инициативен, старается видеть альтернативу в решении проблем |
Имеет активную жизненную позицию, общителен, может планировать работу группы, выдвигать идеи различных способов решения поставленных задач |
Наблюдение, интерактивная рефлексия |