ИНФОРМАЦИЯ
об итогах внедрения модели формирования
предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства
В период с 2014 по 2017 годы в государственном учреждении образования «Геранёнская средняя школа» осуществлялась реализация инновационного проекта Министерства образования Республики Беларусь «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства».
Целью проекта являлось формирование предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы посредством освоения способов деятельности (познавательной, коммуникативной, практической), овладения системой социально-экономических знаний, составляющих основу развития предпринимательства.
В реализации проекта участвовали 9 педагогов учреждения образования (включая директора, заместителя директора по воспитательной работе, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования). Из 9-ти педагогов 2 (22%) имеют высшую квалификационную категорию, 6 (67%) – первую, 1 (11%) – без категории.
Разработана комплексно – целевая программаинновационной деятельности «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства», составлены календарные планы инновационной деятельности на 2014-2015 , 2015-2016 , 2016-2017 учебные годы, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности педагогов.
Взаимосвязь между всеми участниками проекта осуществлялась через созданный на базе учреждения образования координационный совет, в который вошли представители частного бизнеса, предприятий и учреждений Ивьевского района. Деятельность координационного совета была направлена на развитие сотрудничества в сфере предпринимательства на селе и консолидацию усилий в разрешении организационных, финансовых и иных проблем, связанных с реализацией проекта.
На протяжении всего периода реализации проекта работала творческая группа педагогов, целью которой являлось непосредственное осуществление мероприятий, предусмотренных календарным планом реализуемого проекта.
В ходе реализации проекта осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности: консультирование, оказание помощи, проведение тренингов, предупреждение неудач в выполняемой деятельности. Большое внимание уделялось практическим занятиям с элементами тренинга, так как данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала участников инновационного проекта.
Компетентностный подход к организации мероприятий и профессиональному самосовершенствованию участников инновационной деятельности осуществлялся через систему мероприятий: работу образовательных клубов, структур управления, проведение и участие в семинарах, конференциях, самообразование.
Изучена мотивационная структура педагогической деятельности учителей-участников инновационного проекта и выявлены наиболее значимые факторы - мотиваторы. Сформирована команда единомышленников, которая ориентировалась на достижение поставленных задач и создание условий для их достижения. Инновационная идея стала убеждением педагогов, включившимся в реализацию проекта. Ведущими принципами в работе стали принцип демократизации и коллегиальности, согласование целей каждого педагога с целями проекта.
Задачи, поставленные в ходе реализации проекта, решались через комплекс методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов, а именно через участие педагогов в семинарах, повышение квалификации.
Научно-методическое и информационно-методическое обеспечение инновационной деятельности коллектива реализовались через консультации научного консультанта Бедулиной Г.Ф., доцента кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования УО «Белорусский государственный экономический университет», кандидата социологических наук, инструктивно-методические семинары как на базе школы, так и на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования». В помощь педагогам создан банк научной и научно-методической литературы, оформлен информационный стенд «В школе – ИННОВАЦИЯ!», в котором отражена тема инновационного проекта, темы исследований педагогов, модель выпускника школы, достижения учащихся. Для активного сотрудничества коллектива школы налажено партнёрское взаимодействие с государственным учреждением образования «Учебно-педагогический комплекс Начские ясли-сад - средняя школа» Вороновского района Гродненской области.
Повышение компетенций участников инновационного проекта происходило через участие, а также организацию и проведение различного уровня семинаров-практикумов, научно-практических конференций, круглых столов, фестивалей. В течение трех лет деятельности в рамках инновационного проекта участники приняли участие в следующих мероприятиях:
Школа управления для руководителей учреждений образования - 1;
Семинары-практикумы (включая АПО, ГрОИРО) – 13;
Научно-практические конференции (республиканские, областные, региональные) – 6;
Фестивали, круглые столы, выставки, отчеты-презентации – 9;
Вебинары – 7;
Обучающие онлайн-игры – 3.
На подготовительном этапе работы (январь – август 2014г.) участники инновационного проекта направили работу на создание благоприятных условий для реализации проекта и проектирование инновационной деятельности. Результатами стало изучение нормативных документов, научно-методической литературы, разработка психолого-диагностических методик, распределение функциональных обязанностей между участниками проекта, составление программы индивидуальной деятельности и календарного плана по ее реализации, разработка модели выпускника школы.
В течение практического этапа (сентябрь 2014г. – январь 2017г.) участники инновационной деятельности и педагогический коллектив школы осуществляли целенаправленную работу по формированию предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства, отрабатывались механизмы организации инициативной учебной деятельности учащихся во внеурочной деятельности. Повышение методической грамотности учителей по поддержке ученической инициативы осуществлялось через деятельность группы методического сопровождения педагогов. Разработаны механизмы стимулирования и поддержки инициативной учебной деятельности учащихся средствами учебного предмета. Приоритетными направлениями в формировании предпринимательских компетенций выделены: урочная и внеурочная деятельность; взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; экскурсии на предприятия, встречи с успешными людьми, сотрудничество с социальными партнерами.
Результатом работы стало проведение участниками инновационного проекта всех запланированных мероприятий, обеспечено единство целевых и содержательных компонентов программы.
Практическим воплощением содержания инновационного проекта стало:
- организация факультативного занятия «Основы предпринимательства» (10 класс), целью которого является развитие предприимчивости и формирование основ предпринимательской культуры у учащихся. В результате изучения данного факультативного занятия учащиеся 10 класса познакомились с основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими предпринимательскую деятельность, знают особенности предприимчивости и предпринимательства, виды и формы предпринимательской деятельности, механизм государственной регистрации предпринимательской деятельности, лицензирования отдельных видов и сертификации продукции, механизмы выбора стратегии предпринимательской деятельности и критерий его правильности. В рамках изучения данного курса в 11 классе выпускники школы умеют составлять простейший вариант бизнес-плана, презентовать результат работы в команде, оценивать конкурентоспособность предпринимательской деятельности, анализировать потребительский спрос и прогнозировать его возможные изменения;
- организация работы клуба «Бизнес-Юниор» (7-8 классы), целью которого является знакомство учащихся с основными направлениями и значимостью предпринимательской деятельности. Практическим воплощением идей клуба стало занятие по интересам «Экологическая мастерская», основным направлением работы которого является декоративно-прикладное творчество. «Бизнес-юниор» разрабатывает проект реализации какого-то продукта (товара), «Экологическая мастерская» выполняет заказ на практическое изготовление этого продукта, после чего «Бизнес-Юниор» реализует этот продукт. Ребята самостоятельно за три года смогли реализовать 37 проектов («Осенний калейдоскоп», «Школьный Домовой», «Новогодний сюрприз», «Чудеса на Рождество», «В ожидании Пасхи», «Мастера и мастерицы» и др.) и заработать на реализации продукции. Школьные ярмарки являлись основной площадкой для реализации проектов клуба. Продукция клуба стала востребованной и за пределами учреждения образования: г. Ивье (музей национальных культур, праздник города), г. Гродно (праздник ремесленников «Казюки»), г. Лида (праздник «Масленица») и др. Созданы памятки под общим названием «Хочешь заработать деньги? Спроси меня как!», «Я, ты, он – в мире денег». Разработана электронная игра «Лабиринт», по ее аналогу ребята самостоятельно могут составлять варианты игры для контроля знаний. Собраны «Копилка идей» (дидактические игры, конкурсы, викторины), обучающие мультфильмы экономической и финансовой направленности. Участники клуба научились применять методы ТРИЗ для поиска инновационных решений, работать в команде, публично выступать, вести переговоры по решению проблем, получили знания по экономике и бизнесу, навыки принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни. Кроме того, в рамках работы клуба «Бизнес-Юниор» учащимися были изготовлены и реализованы скворечники для ГЛХУ «Ивьевский лесхоз», скамейки для благоустройства пришкольной территории;
- занятие по интересам «Занимательная экономика» (5-6 классы), которое представляет собой один из этапов экономического образования в условиях дополнительного образования. Целью данного курса является формирование основ экономического мышления, профессиональная ориентация и подготовка учащихся к жизни в условиях современного общества. Работа на занятиях направлена на формирование у учащихся интереса к изучению экономики, развитие познавательных способностей, совершенствование коммуникативных навыков, приобретение опыта принятия самостоятельных решений. В рамках занятий учащиеся решали математические задачи, адаптированные к экономике, проблемные ситуации, принимали участие в деловых и ролевых играх с экономическим содержанием. Педагогом дополнительного образования Кульнис О.К. создана брошюра по теме «Деньги», которая включает разработку каждого занятия.
Во всех участников проекта особый интерес вызвали тематические ярмарки-распродажи, где каждый мог продемонстрировать предпринимательские способности и заработать свои первые деньги.
Практическую направленность носили экскурсии на предприятия: «БелМакКомпани», «Гераненские цветы», «Автосервис-Геранены»,
«Техмаш». Большой интерес вызвало посещение предприятий ООО «Фабрика Ромакс» (аг. Липнишки), ООО «Гронема» (д. Сураж), стеклозавод «Неман» (г. Березовка).
В ходе экскурсий учащиеся имели возможность познакомиться с особенностями организации ведения малого и среднего бизнеса, задать интересующие вопросы о реализации, конкурентоспособности продукции.
Практико-ориентированную направленность носили встречи с социальными партнерами: индивидуальными предпринимателями Тихоновичем Д.И., Карпызой И.Я., Бальцевич С.В, Шаталовой Т.Ч., Салеевой Н.В., Маргялис Е.К.
Тесное сотрудничество осуществлялось с социальными партнерами: КСУП «Баума», ГЛХУ «Ивьевский лесхоз». В рамках данного сотрудничества учащимися приобретен практический опыт, а заработанные средства направлены на укрепление материально-технической базы учреждения образования.
В рамках практического этапа проекта происходило расширение сети социального партнерства со всеми заинтересованными организациями. В их числе: ООО «Гронема» (приобретение синтепона для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества); ООО «БелМакКомпани» (приобретение кожи, мебельной ткани для клуба «Бизнес-Юниор»); КСУП «Баума» (уход за плодовыми деревьями с последующей реализацией выращенной продукции, трудоустройство учащихся в летний период).
На обобщающем этапе (февраль 2017г. – май 2017г.) участники инновационного проекта направили работу на презентацию опыта и результатов инновационной деятельности в международных, республиканских, областных и районных семинарах, вебинарах, конференциях, фестивалях, связанных с темой проекта. Это победа на районом этапе и участие в международной научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество» (г.Гродно) с правом публикации статьи в сборнике материалов конференции, первый и второй этапы ІІІ областного фестиваля «Инновационная школа: информационный и аналитический портрет» (г. Ошмяны, г. Гродно), школа управления «Формирование предпринимательских компетенций учащихся учреждений общего среднего образования через развитие бизнес-компаний», педагогический марафон «Инновационная школа: информационный и аналитический портрет» в г. Ивье, интернет-конференция «Формирование предпринимательских компетенций обучающихся как основа профессионального выбора» (в рамках XVII республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения»), где был представлен опыт работы учреждения образования по вопросу профессионального самоопределения обучающихся на основе освоения знаний, умений и способов ведения социально ответственной предпринимательской деятельности.
Отдельные материалы из опыта работы педагогов-новаторов включены в республиканский сборник «Формирование предпринимательских компетенций и навыков деловой активности обучающихся как основы профессионального выбора», статьи из опыта работы размещены на страницах газет “Іўеўскі край” (2015, 2016), “Настаўніцкая газета” (2017).
Данный проект стал предпосылкой для разработки нового республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ, который реализуется с 2017/2018 учебного года, а также открытия учебной бизнес-компании.
Таким образом, программа инновационной работы на 2014-2017 г.г. выполнена. Результаты соответствуют поставленной цели и задачам инновационного проекта, согласованы с заявленными в проекте критериями и показателями. Это свидетельствует об эффективности проделанной работы по созданию в деятельности учреждения образования системы по формированию предпринимательских компетенций у учащихся сельских школ через обеспечение эффективности урочной и внеурочной деятельности, создание бизнес-проектов, становление и развитие компетенций.
Проведенный анализ созданной модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельских школ позволяет сделать вывод о необходимости подготовки и публикации методических рекомендаций, в которых будут описаны приемы, методы стимулирования и поддержки инициативной учебной деятельности учащихся средствами учебного предмета по формированию предпринимательских компетенций.
Директор Л.И.Станкуть