С 2014 по 2017 годы в Гераненской СШ реализовывался республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства".
Актуальность и обоснование
целесообразности внедрения инновационного проекта
«Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства»
Формирование предпринимательских компетенций у молодого поколения современного общества – один из наиболее важных вопросов развития нашего образования и экономики. Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к устойчивому улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему. В частности, Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь», Декрет Президента Республики Беларусь №6 от 7 мая 2012 года «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» подразумевает проведение разноплановых мероприятий, направленных на повышение экономической культуры населения.
К сожалению, многие современные выпускники белорусской школы не обладают достаточной самостоятельностью и осознанностью своего профессионального самоопределения, не полностью владеют знаниями и умениями наиболее эффективного определения своего дальнейшего трудового пути, не могут чётко поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения. Много обучаясь и работая для этого, с трудом оценивают альтернативу труда «на организацию» и труда «на себя», имеют слабые представления о том, что страна остро нуждается в молодёжи, обладающей предпринимательскими компетенциями, предпринимательским мышлением, деловой активностью для того, чтобы развить и поддержать малый и средний бизнес, который поможет сделать экономически здоровым наше ближайшее будущее, организующее производство в самой стране, ориентированное на собственный народ, создание новых рабочих мест, прибыли, налоги с которой будут направлены на социальную сферу, образование, здравоохранение и т.д.
Отсутствие социальной поддержки молодёжи, ее отток из села из-за низкого уровня жизни и ограниченного числа рабочих мест заставляет молодое и работоспособное поколение развить навыки предпринимательства, знакомиться с основами экономики и ведения бизнеса.
Одним из факторов экономической социализации учащихся сельской школы является формирование экономической культуры, которая направлена на усвоение принципов финансовой этики и понятия сбережения, развитие навыков грамотного управления финансами, активизацию творческой инициативы школьников в экономической области.
Важным фактором формирования предпринимательских компетенций у сельской молодёжи является особый тип социальных отношений – социальное партнёрство, основной принцип которого – взаимовыгодное сотрудничество. В микрорайоне школы успешно функционируют структуры малого бизнеса, заинтересованные в реализации инновационного проекта. Поэтому вопрос подготовки предпринимательски грамотного и активного молодого поколения – это не просто актуальный вопрос нашей жизни и нашего образования, это стратегический вопрос развития государства.
Педагогический коллектив школы готов к реализации инновационной деятельности по теме «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства».
Данный проект даст возможность создать модель формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы, используя взаимодействие с социальными партнёрами, организацию такого типа учебного процесса, который ориентирован на становление и развитие у молодых людей ключевых компетенций (информационных, финансово-экономических, коммуникативных), оказать индивидуально-ориентированную помощь учащимся в выборе профессии и будущей самостоятельной трудовой деятельности, адаптации к деловому миру и построению успешной карьеры.
Основная идея проекта – создание эффективной комплексной системы обучения и воспитания учащихся, ориентированной на достижение общих интересов в формировании предпринимательских компетенций исходя из социальных запросов своего региона, готовность учащихся успешно трудиться на благо своей страны.
Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства будет способствовать повышению эффективности деятельности государственного учреждения образования «Гераненская средняя школа» по формированию экономического мышления учащихся. Внедрение в образовательный процесс данной модели позволит повысить качество экономического образования учащихся.
Формирование социально-экономических знаний учащихся будет осуществляться через образовательную и внеурочную деятельность (учебные занятия, факультативные и кружковые занятия экономической направленности).
С учащимися 5-11 классов будут организованы:
5-7 классы – кружки «Занимательная экономика», «Этикет и искусство общения»;
8-9 классы – клуб «Юниор-Бизнес»;
10-11 классы – факультативные занятия «Основы предпринимательства».
Планируется работа над учебно-исследовательскими ученическими проектами.
Формирование предпринимательских компетенций, экономической культуры учащихся, определение их активной гражданской позиции, а также приобретение ими опыта самостоятельной деятельности будет осуществляться в социально-значимой экономико-ориентированной среде.
Цель проекта: формирование предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы посредством освоения способов деятельности (познавательной, коммуникативной, практической), овладения системой социально-экономических знаний, составляющих основу развития предпринимательства.
Задачи проекта:
- подбор и изучение литературы па теме проекта;
- изучение опыта работы школ Республики Беларусь и Российской Федерации по данной теме;
- разработка системы управления, внедрения и научно-методического сопровождения проекта;
- разработка системы повышения квалификации педагогов по теме проекта;
- формирование у учащихся информационных, финансово-экономических, коммуникативных компетенций через образовательную и воспитательную деятельность;
- установление тесного взаимодействия школы и социума, обеспечивающего сознательное овладение учащимися базовыми экономическими навыками;
- обобщение, описание и трансляция опыта инновационной деятельности по социализации выпускников на региональном рынке труда.
Методологическую и теоретическую основу проекта составляют:
- положения философско-антропологического (Н.А.Бердяев, П.Ф.Каптерев, Е.А.Плеханов, И.П.Сафронов, Э.Фромм);
- аксиологического (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, М.К.Мамардашвили и др.);
- компетентностного (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Г.П.Скамницкая, В.В.Сериков и др.);
- деятельностного (С.Ф.Анисимов, В.С.Библер, П.С.Гуревич, СС.И.Гессен, В.А.Сластелин и др.);
- системного (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, В.В.Краевский, Г.К.Селевко, П.Г.Щедровицкий и др.) подходов;
- теория педагогического проектирования (И.П.Гладилин, Г.М.Королева, Е.С.Заир-Бек, И.А.Колесникова, М.В.Жиркова, Л.М.Кустов.
В зарубежной педагогике и практике среди трудов ученых, занимающихся вопросами применения методологии компетенций и социального партнерства в деле подготовки молодежи к активному участию в трудовой деятельности и организации собственного бизнеса, необходимо отметить работы Д. МакКлелланда, Р. Боятциса, Дж. Равена, Л. М. Спенсера-мл., С. М. Спенсера, С. Уиддетта, С. Холлифорд, П.Маршал, Н. Баутлера, М. Дэлзиэла, Дж. Нил, Дж. Уэйтмен, П. Карстанье, А.М. Осипова, В.В. Тумалева и др. Различные аспекты формирования ключевых компетенций школьников представлены в трудах российских ученых: Э.Ф.Зеера, И.А. Зимней, Г.П. Скамницкой, В.В. Серикова, Г.К. Селевко, С.Ю.Сенатор, О.Е. Лебедева, А.М. Осипова, В.Г Зарубина и др.
При разработке проекта использовались наработки:
- Бедулиной Г.Ф., доцента кафедры экономической социологии УО «Белорусский государственный экономический университет», кандидата социологических наук «Социальное партнерство: взрослые и дети: методические материалы по реализации международной инициативы «Город, дружественный детям», «Социальное проектирование в формировании социальных навыков учащейся молодежи»;
- диссертационное исследование Трусовой Л.А. «Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства», в котором описана модель по внедрению инновации в российских школах.
Анализ литературы показал, что в Республике Беларусь накоплен недостаточный опыт работы с учащимися сельских школ по формированию у них экономической культуры и предпринимательских компетенций.
Ожидаемый результат:
- высокий уровень усвоения и реализации предпринимательских компетенций, необходимых для дальнейшей работы, что подтверждается готовностью учащихся к осознанному выбору профессии, активной жизненной позиции, навыкам самостоятельного анализа и решения ситуаций;
- апробированная эффективная система обучения и воспитания, направленная на формирование социально-экономических знаний учащихся;
- соответствие личностных качеств выпускника сельской школы разработанной модели.
Сроки реализации проекта: январь 2014 - май 2017
База инновационной деятельности:
образовательный процесс в 5-11 классах государственного учреждения образования «Геранёнская средняя школа»
Участники проекта:
учащиеся, классные руководители и учителя, администрация Геранёнской СШ; общественные организации, государственные и частные предприятия, индивидуальные предприниматели.
Финансово-экономическое обоснование:
Планируется, что реализация инновационного проекта будет осуществляться за счет бюджетного финансирования (оплата труда учителей-инноваторов).
Дополнительное финансирование будет осуществляться за счет спонсорских средств.