Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Инновационный опыт

Дата: 2 декабря 2014 в 15:27, Обновлено 22 февраля 2018 в 12:34

С 2014 по 2017 годы в Гераненской СШ  реализовывался республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства".

Актуальность и обоснование

 целесообразности внедрения  инновационного проекта

«Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства»

Формирование предпринимательских компетенций у молодого поколения  современного общества – один из наиболее важных вопросов развития нашего образования и экономики. Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к устойчивому улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему. В частности, Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь», Декрет Президента Республики Беларусь №6 от 7 мая 2012 года «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» подразумевает проведение разноплановых мероприятий, направленных на повышение экономической культуры населения.

К сожалению, многие современные выпускники белорусской школы не обладают достаточной самостоятельностью и осознанностью своего профессионального самоопределения, не полностью владеют знаниями и умениями наиболее эффективного определения своего дальнейшего трудового пути, не могут чётко  поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения.  Много обучаясь и работая для этого, с трудом оценивают альтернативу труда «на организацию» и труда «на себя», имеют слабые представления о том, что страна остро нуждается в молодёжи, обладающей предпринимательскими компетенциями, предпринимательским мышлением, деловой активностью для того,  чтобы развить и поддержать малый и средний бизнес, который поможет сделать экономически здоровым наше ближайшее будущее, организующее производство в самой стране, ориентированное на собственный народ, создание новых рабочих мест, прибыли, налоги с которой будут направлены на социальную сферу, образование, здравоохранение и т.д.

Отсутствие социальной поддержки молодёжи, ее отток из села из-за низкого уровня жизни и ограниченного числа рабочих мест заставляет молодое и работоспособное поколение развить навыки предпринимательства, знакомиться с основами экономики и ведения бизнеса.

Одним из факторов экономической социализации учащихся сельской школы является формирование экономической культуры, которая направлена на усвоение принципов финансовой этики и понятия сбережения, развитие навыков грамотного управления финансами, активизацию творческой инициативы школьников в экономической области.

Важным фактором формирования предпринимательских компетенций у сельской молодёжи является особый тип социальных отношений – социальное партнёрство, основной принцип которого – взаимовыгодное сотрудничество. В микрорайоне школы успешно функционируют структуры малого бизнеса, заинтересованные в реализации инновационного проекта. Поэтому вопрос подготовки предпринимательски грамотного и активного молодого поколения – это не просто актуальный вопрос  нашей жизни и нашего образования, это стратегический вопрос развития государства.

Педагогический коллектив школы готов к реализации инновационной деятельности по теме «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства».

Данный проект даст возможность создать модель формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы, используя взаимодействие с социальными партнёрами, организацию такого типа учебного процесса, который ориентирован на становление и развитие у молодых людей ключевых компетенций (информационных, финансово-экономических, коммуникативных), оказать индивидуально-ориентированную помощь учащимся в выборе профессии и будущей самостоятельной трудовой деятельности, адаптации к деловому миру и построению успешной карьеры. 

Основная идея проекта – создание эффективной комплексной системы обучения и воспитания учащихся, ориентированной на достижение общих интересов в формировании предпринимательских компетенций исходя из социальных запросов своего региона, готовность учащихся успешно трудиться на благо своей страны.

Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства будет способствовать повышению эффективности деятельности государственного учреждения образования «Гераненская средняя школа» по формированию экономического мышления учащихся. Внедрение в образовательный процесс данной модели позволит повысить качество экономического образования учащихся.

Формирование социально-экономических знаний учащихся будет осуществляться через образовательную и внеурочную деятельность (учебные занятия, факультативные и кружковые занятия экономической направленности).

С учащимися 5-11 классов будут организованы:

5-7 классы – кружки «Занимательная экономика», «Этикет и искусство общения»;

8-9 классы – клуб «Юниор-Бизнес»;

10-11 классы – факультативные занятия «Основы предпринимательства».

Планируется работа над учебно-исследовательскими ученическими проектами.

Формирование предпринимательских компетенций, экономической культуры учащихся, определение их активной гражданской позиции, а также приобретение ими опыта самостоятельной деятельности будет осуществляться в социально-значимой экономико-ориентированной среде.

Цель проекта: формирование предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы посредством освоения способов деятельности (познавательной, коммуникативной, практической), овладения системой социально-экономических знаний, составляющих основу развития предпринимательства.

Задачи проекта:

-  подбор и изучение литературы па теме проекта;

- изучение опыта работы школ Республики Беларусь и Российской Федерации по данной теме;

- разработка системы управления, внедрения и научно-методического сопровождения проекта;

- разработка системы повышения квалификации педагогов по теме проекта;

- формирование у учащихся информационных, финансово-экономических, коммуникативных компетенций через образовательную и воспитательную деятельность;

- установление тесного взаимодействия школы и социума, обеспечивающего сознательное овладение учащимися базовыми экономическими навыками;

- обобщение, описание и трансляция опыта инновационной деятельности по социализации выпускников на региональном рынке труда.

Методологическую и теоретическую основу проекта составляют:

  • положения философско-антропологического (Н.А.Бердяев, П.Ф.Каптерев, Е.А.Плеханов, И.П.Сафронов, Э.Фромм);
  • аксиологического (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, М.К.Мамардашвили и др.);
  •  компетентностного (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Г.П.Скамницкая, В.В.Сериков и др.);
  • деятельностного (С.Ф.Анисимов, В.С.Библер, П.С.Гуревич, СС.И.Гессен, В.А.Сластелин и др.);
  • системного (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, В.В.Краевский, Г.К.Селевко, П.Г.Щедровицкий и др.) подходов;
  • теория педагогического проектирования (И.П.Гладилин, Г.М.Королева, Е.С.Заир-Бек, И.А.Колесникова, М.В.Жиркова, Л.М.Кустов.

В зарубежной педагогике и практике среди трудов ученых, занимающихся вопросами применения методологии компетенций и социального партнерства в деле подготовки молодежи к активному участию в трудовой деятельности и организации собственного бизнеса, необходимо отметить работы Д. МакКлелланда, Р. Боятциса, Дж. Равена, Л. М. Спенсера-мл., С. М. Спенсера, С. Уиддетта, С. Холлифорд, П.Маршал, Н. Баутлера, М. Дэлзиэла, Дж. Нил, Дж. Уэйтмен, П. Карстанье, А.М. Осипова, В.В. Тумалева  и др.  Различные аспекты формирования  ключевых компетенций школьников представлены в трудах российских ученых: Э.Ф.Зеера, И.А. Зимней, Г.П. Скамницкой, В.В. Серикова, Г.К. Селевко, С.Ю.Сенатор, О.Е. Лебедева, А.М. Осипова,  В.Г Зарубина и др.

При разработке проекта использовались наработки:

- Бедулиной Г.Ф., доцента кафедры экономической социологии УО «Белорусский государственный экономический университет», кандидата социологических наук «Социальное партнерство: взрослые и дети: методические материалы по реализации международной инициативы «Город, дружественный детям», «Социальное проектирование в формировании социальных навыков учащейся молодежи»;

- диссертационное исследование Трусовой Л.А. «Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства», в котором описана модель по внедрению инновации в российских школах.

Анализ литературы показал, что в Республике Беларусь накоплен недостаточный опыт работы с учащимися сельских школ по формированию у них экономической культуры и предпринимательских компетенций.

Ожидаемый результат:

Сроки реализации проекта: январь 2014 - май 2017

База инновационной деятельности:

образовательный процесс в 5-11 классах государственного учреждения образования «Геранёнская средняя школа»

Участники проекта:

учащиеся, классные руководители и учителя, администрация Геранёнской СШ; общественные организации, государственные и частные предприятия, индивидуальные предприниматели.

Финансово-экономическое обоснование:

Планируется, что реализация инновационного проекта будет осуществляться за счет бюджетного финансирования (оплата труда учителей-инноваторов).

Дополнительное финансирование будет осуществляться за счет спонсорских средств.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.