Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Антикоррупционная деятельность

Дата: 14 марта в 14:30

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. № 305-З "О борьбе с коррупцией"

Понятие коррупции в законодательстве Республике Беларусь

Республика Беларусь, являясь членом мирового сообщества, испыты­вает влияние мировых процессов и тенденций, в том числе характерных для преступности. Структура преступности претерпела изменения: активно проявляет себя коррупция, экономическая преступность и ее разновидности в фи­нансовой и банковской сферах, легализация преступных доходов.

Коррупция в силу ряда причин проникла в различные сферы эконо­мики, социальной и политической жизни Беларуси, поразив многие слои общества, в том числе и работников государственного аппарата. Такие коррупционные проявления как должностные злоупотребления, протек­ционизм, взяточничество стали достаточно распространенными.

Термин "коррупция" в переводе с латинского (corruptio) означает подкуп, упадок. Этимология слова "коррупция" восходит к глаголу (corrumpere) - "нарушать, ломать". Как правило, речь идет о нарушении административных положений либо морального или социального кодекса.

Коррупцию в целом можно определить как глобальную проблему человечества, плавно перешедшую с античных времен. Имеются данные, которые свидетельствуют, что страсть к деньгам и связанная с нею коррупция были хорошо знакомы еще древней Спарте. Уже для Геродота взяточничество в сфере спартанского высшего руководства является важ­ной темой. Так, он передает версию, что в 524 г: все спартанское коман­дование, возглавлявшее экспедицию на Самос, было подкуплено самосским тираном Поликратом, и именно поэтому поход оказался безрезуль­татным. После того, как лихорадка обогащения охватила всю Спарту, был принят закон, допускающий ввоз и хранение иностранной валюты, но только для государственных целей и под государственным наблюдением. Частным лицам хранение золотой и серебряной монеты в собственных домах грозило смертной казнью.

Коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами. Одни лишь формальные закрепленные в законах отношения между государственны­ми и частными структурами не могут обеспечить полноценное функцио­нирование системы и объективно в любом обществе дополняются нефор­мальными отношениями.

Провоцировать на коррупционные действия государственных служащих может: несовершенство законодательства, бездеятельность контро­лирующих структур, атмосфера попустительства, беспринципность руко­водителей, недостаток в организации и деятельности правоохранитель­ных структур, отсутствие механизма контроля за исполнением принима­емых решений, сложившаяся система взяточничества и иных злоупотреб­лений в сфере государственной власти, связанный с ней порядок обяза­тельного "вознаграждения" чиновников за выполнение ими служебных обязанностей, а также отказ руководителей коммерческих и других орга­низаций от обращения за защитой своих прав и законных интересов в правоохранительные органы.

Все страны, переживающие общественную трансформацию, сталкиваются в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффектив­ного политического и правового контроля, четкой концепции админист­рирования, что приводит к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций, способствуют зло­употреблению властью со стороны номенклатурных работников и чиновников. Осложняют ситуацию объективные сложности  в осуществлении экономических реформ.

Основными факторами, способствующими коррупции, являются: концентрация власти, богатства и правомочий; громоздкая бюрократия; чрезмерное административное управление и ограничение в торговле, монополии, патронаж; недостаточно финансируемая и низкооплачиваемая государственная служба; слабая су­дебная система. К ним можно отнести также иные социально-экономические предпосылки (отсутствие жилья, низкая зарплата и т.н.).

В статье 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года "О  борьбе с  коррупцией" под коррупцией понимается «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом  своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

Применительно к нормам Уголовного кодекса Республики Беларусь наиболее часто выявляемыми преступлениями коррупционной направленности являются:

  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями – ст.210 УК Республики Беларусь;
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями – ст.424 УК Республики Беларусь;
  • получение взятки – ст.430 УК Республики Беларусь;
  • дача взятки – ст.431 УК Республики Беларусь.

Указанные преступления характеризуются высокой латентностью поскольку не только коррумпированный чиновник, но и лицо, в интересах которого он совершает действия с использованием своего служебного положения, - не заинтересованы в выявлении их преступных взаимоотношений. Это оказывает существенное влияние на результаты проводимой правоохранительными органами работы. Необходимо отметить, что эффективная борьба с коррупцией возможна при сочетании работы правоохранительных органов с активной гражданской позицией каждого по неприятию любых проявлений коррупции. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.